Эффект Delay (дилэй).
Delay - один из наиболее распространенных эффектов, используемых сегодня в производстве звука, изменяет параметр времени, вводя различные формы задержки в канал передачи сигнала.Создание схемы задержки - относительно простая задача, которую можно выполнить цифровым способом. Хотя специализированные устройства задержки (часто называемые цифровыми линиями задержки или DDL) легко доступны на рынке, большинство многофункциональных сигнальных процессоров и подключаемых модулей, связанных со временем, способны создавать этот простой эффект (Рис. 15.29).
Рисунок 15.29 (a) Delay plug-ins. Pro Tools Mod Delay II.
Рисунок 15.29 (b) Delay plug-ins. Galaxy Tape Echo Plug-in.
В своей базовой форме цифровая задержка достигается путем сохранения выборки аудио непосредственно в оперативную память. По истечении определенного периода времени (обычно измеряемого в миллисекундах) выбранный звук может быть считан из памяти для дальнейшей обработки или прямого вывода (рис. 15.30а).
РИСУНОК 15.30 Цифровая задержка. (a) Ddl сохраняет дискретизированный звук в оперативной памяти, откуда он может быть считан позже.
Используя эту базовую концепцию, можно создать широкий спектр эффектов, просто объединив схемы и программные алгоритмы в блоки, которые могут создавать задержки или регенерированные эхо-циклы. Конечно, эти схемы будут отличаться по сложности по мере появления новых блоков обработки.
Delay менее 15 мс
Вероятно, лучшее место для начала рассмотрения процесса задержки - это уровень выборки. Вводя задержки в диапазоне микросекунд (одна миллионная доля секунды), можно управлять фазовыми характеристиками сигнала до такой степени, что фактически начинает происходить его выборочное выравнивание. На самом деле, управление очень кратковременными задержками - это принцип работы эквалайзера как в аналоговой, так и в цифровой областях! Всякий раз, когда задержки, менее 15 мс, медленно изменяются с течением времени, а затем смешиваются с исходным незадержанным сигналом, создается эффект, известный как гребенчатый фильтр(«расчёска»). Гребенчатая фильтрация является результатом изменений, которые происходят, когда в частотной характеристике сигнала появляются выровненные пики и провалы. Изменяя вручную или автоматически время одной или нескольких из этих кратковременных задержек, можно создать постоянно меняющийся ряд эффектов, известных как flanger (флэнжер). В зависимости от применения этот эффект, который создает уникальный “свистящий” звук, и который часто слышен на гитарах или вокале, может варьироваться от относительно незаметного с умеренными сдвигами во времени и высоте тона(pitch) до очень резкого. Интересно отметить различия между эффектами phaser (фэйзер) и flanger. Phaser использует фильтры всех частот для создания неравномерных пиков и выемок, в то время как flanger использует линии задержки для создания ровных пиков и выемок, хотя результаты в чем-то схожи.
Delay от 15 до 35 мс
Комбинируя два идентичных (и часто слегка запаздывающих) сигнала, которые немного отличаются по высоте друг от друга, можно создать эффект, известный как chorus(хорус). Chorus - это эффект, который часто используется гитаристами, вокалистами и другими музыкантами для придания своему звучанию глубины, насыщенности и гармонической структуры. Увеличение времени задержки в диапазоне от 15 до 35 мс приводит к появлению сигналов, расположенных слишком близко друг к другу, и тогда слушатель воспринимает их как дискретные* задержки.
*Дискре́тный сигна́л — сигнал, который является прерывистым (в отличие от аналогового) и который изменяется во времени и принимает любое значение из списка возможных значений.
Эти близко расположенные задержки создают эффект удвоения при смешивании с инструментом или группой инструментов (рис. 15.30б).
РИСУНОК 15.30 Цифровая задержка. (б) В некоторых случаях ddl (удвоение или двойная задержка) может обмануть мозг, заставив его думать, что играет больше инструментов, чем есть на самом деле.
В данном случае задержки на самом деле обманывают мозг, заставляя его думать, что играет больше инструментов, чем есть на самом деле, — субъективно увеличивая плотность и насыщенность звука. Этот эффект можно использовать для бэк-вокала, медных духовых, струнных секций и других сгруппированных инструментов, чтобы ансамбль звучал так, как будто он «удвоил» или даже «утроил» свой реальный размер. Также его можно использовать на дорожках переднего плана, таких как вокал или инструментальные соло, для создания более объемного, насыщенного и полного звучания. Некоторые физические и электронные устройства “chorus” вносят небольшие изменения в задержку и сдвиг высоты тона, позволяя выполнять настройки, которые могут создать интересный, гуманизированный звук. Если возникнет проблема со временем или бюджетом, можно создать этот эффект удвоения, фактически записав второй дубль к первой дорожке. Используя этот метод, можно заставить струнную секцию из 10 частей звучать как гораздо больший ансамбль. Кроме того, этот процесс автоматически придает вокалу, струнным, клавишным и другим «легато» инструментам более естественный эффект, чем тот, который вы получаете с помощью использования электронных эффектов. Как уже было сказано, эти устройства на самом деле могут значительно продублировать эффект.
Рис.15.30вТипичная гитарная педаль эффект Chorus позволяет имитировать звучание 12-струнной гитары.
Некоторые устройства задержки даже вносят небольшие изменения во время задержки, чтобы создать более естественный, гуманизированный звук. Как всегда, выбранный вами метод будет определяться вашим стилем, вашим бюджетом и потребностями вашего конкретного проекта.
Delay более чем 35 мс
Когда время задержки превысит отметку в 35-40 мс, слушатель начнет воспринимать звук как дискретное эхо.
Рис.15.30г
При смешивании с исходным сигналом этот эффект может придать глубину и насыщенность инструменту или диапазону инструментов, что действительно может придать интерес инструменту в миксе. Добавление таких больших задержек на инструмент, привязанных к темпу песни, может еще больше повысить степень глубины и сложности микса. Большинство плагинов, основанных на задержках, позволяют легко вставлять в трек задержки, основанные на темпе. Для этого в устройствах аппаратной задержки обычно необходимо рассчитать математический темп, необходимый для соответствия темпу вашего проекта/сессии.
Вот простая математика для выполнения этих вычислений:
60 000/темп = время (в мс)
Например, если темп песни составляет 100 ударов в минуту (beats in 1 minute), то величина задержки, необходимая для соответствия темпу на уровне такта, будет равна:
60 000/100 = 600 мс
Использование делений этой цифры на число 2 (300 мс, 150, 75 и т.д.) позволило бы ввести задержки с долями 1/2 (половинка), 1/4 (четверть), 1/8 и тд.
Эта формула также применима для расчёта времени реверберации и параметра Pre-delay в эффекте Reverb!
Следует соблюдать осторожность при добавлении задержки ко всей музыкальной композиции, потому что композиция может легко начать звучать мутно и невразумительно. Подавая задержанный сигнал обратно в схему, повторяющейся серии эхо-сигналов...эхо... эхо, можно получить имитацию задержек прошлых лет — вы определенно заметите, что Элвис все еще в доме!
Материал является переводом книги Huber_D_M_-_Modern_Recording_Techniques_9th_ed__-_2018 .
Автоперевод отредактирован и доработан Даниилом Хоперским.